Об этой книге я слышала несколько раз, прочитать хотела довольно давно, но опасалась описаний пыток. Надо поблагодарить Войнич за то, что ничего пугающего в книге нет. Умирает там, правда, сразу два главных героя - Артур (Овод) и кардинал Монтанелли.
Книжка очень романтически-революционная, проникнутая борьбой за идеалы. Не знаю, как я восприняла бы её, если бы прочла лет в 17. Возможно, тогда я лучше поняла бы Артура, была бы на его стороне. Сейчас Овод показался мне очень жестоким человеком, пылким, порывистым, достойным восхищения за стойкость и верность своей идее, но очень жестоким. Он всю жизнь издевался над кардиналом. Зачем? Зачем он так мучал того, кого он любил до последнего вздоха? Зачем он так мучал того, кто его любил до последнего вздоха? Почему нельзя было в самом начале "нормально" искренне поговорить? Узнал из письма матери, что это его отец. И ага, дай, думает, утоплюсь, все мне врали... Что за детсадовское поведение? Ну хорошо, ты обижен. Не надо бросаться сразу падре на шею с воплем: "Папочка!" (хотя почему бы и нет, если это единственный родной человек тебе), но поговорить... выслушать его хоть раз, прежде чем записывать в предатели и мстить всю жизнь, а самому мечтать о том, чтобы быть рядом... ужасно горькая судьба у обоих. Но жалко мне больше кардинала. Всю жизнь хотеть обнять сына и не иметь права это сделать. Потому что сначала любимая просила хранить тайну, а потом сыночек самоубился, а потом... обнаружить, что он жив, и под давлением обстоятельств собственной рукой подписать ему смертный приговор... Немыслимо даже представить себе мучения Монтанелли. Овод тоже мучался, но Овод шел на это сам, сознательно, хотя в 17 лет мозгов, конечно, не много. Но падре... Бедный-бедный человек.
***
Хе... мне ли, годами ненавидевшей собственного отца, не понимать Артура? Но я прочла и не поняла. И пожалела больше Монтанелли. Неужели я так изменилась за последний год? Ведь даже и не вспомнила, что сама была полна обиды и озлобления вперемешку с желанием любви. Как будто меня вообще не касается. Интересненько...