Реализуй лучшее в себе, раздувая из крошечных искр возможностей пламя свершения (Фостер С.Макклилан)
Сначала я хотела под этот критерий прочитать трилогию Юрия Германа, а на днях вдруг поняла, что случайно его закрыла, потому что прочитала не 3, а даже целых 5 книг из этой серии. Давным-давно собиралась прочесть, лет 12 уже. Серия называется "33 несчастья" и автор постоянно отговаривает читателя читать дальше, потому что много ведь книг со счастливым концом, а здесь хэппи-энда не будет и бодлеровских сирот ждут злоключения одно другого сложнее и страшнее. Первый том называется "Скверное начало", я прочла его в марте. И тогда подумала, что продолжать знакомство с серией не хочу и не буду. Но в июне за 3 дня (или 4?) я проглотила "Змеиный зал", "Огромное окно", "Зловещую лесопилку" и "Изуверский интернат". Парадокс: это очень-очень тревожные для меня книги, автор заранее предупреждает, что на "светлую полосу" в жизни Вайолет, Клауса и Солнышка рассчитывать не приходится. Знаете, иногда в рецензии на фильм пишут: "держит в напряжении до последней минуты". Я после этой фразы понимаю, что фильм не для меня. Так вот, парадокс в том, что, несмотря на этот очень высокий уровень напряжения в тексте (или благодаря ему?), остановиться, закрыть книгу и забыть о ней очень сложно. И продолжаешь, и продолжаешь, и продолжаешь, утешая себя тем, что если в серии 13 книг (а это именно так), то главные герои не могут погибнуть, ни во второй, ни в третьей, ни в четвертой из них. А раз погибнуть они раньше 13 книги не могут, значит повествование превращается в мрачную, но удивительно жизнеутверждающую историю о том, что какие бы тяжелые испытания ни выпадали на твою долю, с ними можно справиться и жить дальше.
Из 5 прочитанных мной частей больше всего НЕ понравилась "Зловещая лесопилка". Вся безнадежность ситуации, в которую автор поместил персонажей, такова, что ну никак не могу поверить, что два подростка и младенец после этого выжили. Но книга-то только 4, по логике автора, выжили. Только вот здесь я в это не верю. Понятно, что фантастический элемент вообще везде присутствует, если бы это был реализм, граф Олаф угробил бы этих сирот от силы во второй книге. Но то, что в четвертой младенец зубами отражает рапирные атаки... это уж совсем за гранью хоть какого-то правдоподобия.
А понравилась больше всех - пятая, "Изуверский интернат". Там у главных героев наконец-то появились друзья, которые им помогами. Длилось это, правда, не долго, но даже короткое время настоящей дружбы давало мне как читателю ощущение, что эта часть намного приятнее и светлее четырех предыдущих, в которых Вайолет, Клаус и Солнышко совершенно одни против целого взрослого мира. А взрослые либо хотят им зла, либо настолько заняты своими личными страхами, проблемами и делами, что совершенно равнодушны к тому, что происходит с детьми.
Не знаю, захочется ли мне продолжить чтение серии. Читая шестую книгу "Липовый лифт", я поняла, откуда мне знакома эта запредельная тревога за персонажей и ощущение, что дети одни против целого мира взрослых, которому вынуждены подчиняться, а потом расхлебывать последствия этого подчинения, потому что бежать им некуда. Это же всё моё. И страх мой собственный, и беспомощность, и отчаянье... Не надо никакого графа Олафа, достаточно собственного отца.


@темы: личное, дай почитать